Значение слова «воспитание» в 13 словарях

Изучите 13 различных толкований понятия «воспитание» из авторитетных словарей. Понимание его многогранного значения поможет вам лучше ориентироваться в вопросах педагогики и психологии.
Значение слова «воспитание» в словарях
В различных словарях определение воспитания приводится следующим образом:
Словарь | Определение |
---|---|
Ожегов | Целенаправленное формирование личности в процессе организации и стимулирования ее деятельности |
Ушаков | Совокупность приемов и средств воздействия на человека с целью формирования его поведения, развития его личности |
Ефремова | Совокупность мер, приемов и способов, используемых для формирования у человека определенных взглядов, качеств, привычек, поведения |
Ашукин | Влияние на развитие кого-либо или чего-либо, формирование чьих-либо воззрений, поведения и т. п. |
Дмитриев | Развитие, образование, обучение и т. п. |
Педагогический словарь | Целенаправленный и организованный процесс формирования и развития личности |
Толкование значения слова в толковых словарях
В толковых словарях значение слова определяется через его лексические признаки и семантическую структуру. Толкователи опираются на словарный материал, анализируя слова в разных контекстах и выявляя их основные признаки.
Например, в словаре С.И. Ожегова значение слова "воспитание" определяется следующим образом: "Деятельность по обучению и развитию человека, подготовка его к жизни и труду".
В толковом словаре Ушакова значение того же слова раскрывается как "Совокупность общественных установок, проявляющихся в образе жизни, типе поведения, характере, мировоззрении, привычках и навыках человека".
Определение понятия в педагогических словарях
Педагогический энциклопедический словарь: Целенаправленное и систематическое воздействие на развитие личности с целью подготовки к активной общественной жизни и труду.
Словарь педагогических терминов: Процесс целенаправленного формирования у подрастающего поколения полезных для общества качеств.
Энциклопедия педагогических технологий: Целенаправленный процесс формирования и развития личности человека путём организации и стимулирования активной деятельности, направленной на усвоение им систем знаний, жизненного опыта, ценностей, отношений, способствующих его социализации, формированию его как социального субъекта, обладающего сознанием, волей, мировоззрением, способностями и умениями.
Особенности воспитания в разных культурах
В коллективистских культурах, таких как Китай и Япония, воспитание сосредоточено на развитии групповой солидарности и уважения к старшим.
В индивидуалистических культурах, таких как США и Канада, воспитание поощряет независимость и самовыражение.
В традиционных культурах, таких как сельские районы Индии и Турции, воспитание основано на уважении к традициям и авторитету.
В современных урбанизированных культурах, таких как Нью-Йорк и Лондон, воспитание часто отражает глобализацию и культурное разнообразие.
В авторитарных культурах, таких как некоторые страны Ближнего Востока, воспитание основано на строгом повиновении и наказании.
В свободных культурах, таких как Нидерланды и Дания, воспитание поощряет открытое выражение чувств и независимое принятие решений.
Историческая эволюция понятия
В древности воспитание рассматривалось как передача совокупности знаний, умений и навыков от старшего поколения к младшему.
В античности (Сократ, Платон, Аристотель) воспитание было связано с формированием добродетелей и гармоничного развития личности.
В Средние века воспитание было подчинено религиозным догматам, а его основной целью стало подготовка послушных и верующих членов церкви.
В эпоху Возрождения (Эразм Роттердамский, Томас Мор) акцент был сделан на развитие критического мышления, гуманистических идеалов и индивидуальности.
В Новое время (Джон Локк, Жан-Жак Руссо) воспитание стало рассматриваться как процесс самостоятельного развития личности в соответствии с ее природными задатками.
В 19-20 вв. (Иммануил Кант, Иоганн Гербарт, Петр Лесгафт) воспитание стало пониматься как целенаправленное формирование нравственных и социальных качеств личности, ее подготовка к жизни и деятельности в обществе.
В современную эпоху воспитание рассматривается как непрерывный процесс социализации, направленный на развитие всех сфер личности и ее адаптацию к постоянно меняющимся условиям среды.
Правовые аспекты воспитания
Опекуны обязаны:
Защищать права и интересы ребенка;
Осуществлять его воспитание и развитие;
Обеспечивать необходимые условия для проживания и образования;
Предотвращать совершение ребенком правонарушений.
Нарушение родительских прав может повлечь:
Лишение родительских прав;
Ограничение родительских прав;
Отстранение от воспитания ребенка.
Современные направления и тенденции в воспитании
Персонализированное воспитание: адаптировать воспитание к индивидуальным потребностям и личным интересам каждого ребенка.
Компетентностное воспитание: сосредоточиться на развитии жизненно важных знаний, умений и ценностей, необходимых для успеха в жизни.
Глобальное воспитание: воспитывать в детях понимание и уважение к различным культурам и глобальным проблемам.
Технологически интегрированное воспитание: использовать технологии для улучшения преподавания и обучения, предоставляя учащимся доступ к новым образовательным ресурсам и улучшая общение между учащимися и учителями.
Эмоциональное воспитание: развивать у детей самосознание, межличностные навыки и способность регулировать эмоции.
Кооперативное воспитание: вовлекать родителей, учителей, сообщество и других заинтересованных лиц в процесс воспитания.
Экологическое воспитание: воспитывать в детях понимание и уважение к окружающей среде, а также ответственные привычки.
Травмоинформированное воспитание: признавать и отвечать на пережитые травмы, чтобы создать безопасную и поддерживающую среду для учащихся.
Восстанавливающее воспитание: сосредоточиться на восстановлении отношений и исправлении вреда, вместо наказания за проступки.
Проектно-ориентированное воспитание: сосредоточиться на практическом применении знаний и навыков учащихся через реализацию значимых проектов.
Вопрос-ответ:
Каково происхождение слова «воспитание»?
Слово «воспитание» происходит от старославянского слова «въспитати» («кормить, растить») и связано с такими словами, как «питать», «пасти», «опасти».
В чем основная разница между устаревшими и современными значениями слова «воспитание»? Уточните суть каждого из них.
В устаревших значениях слово «воспитание» акцентировало внимание на физическом уходе за ребенком, вскармливании и материальном обеспечении. Современные значения делают акцент на развитии личности, формировании нравственных качеств и подготовке к общественной жизни.
Какова разница между понятиями «образование» и «воспитание»?
Образование направлено на передачу и усвоение знаний, овладение навыками и умениями. Воспитание охватывает более широкий спектр деятельности и включает в себя формирование личности, мировоззрения, ценностных ориентаций и личностных качеств.
Каковы основные цели и задачи воспитания, согласно словарным определениям?
Основными целями воспитания являются развитие гармоничной, нравственно развитой, творческой и созидательной личности, формирование гражданских и общечеловеческих ценностей, подготовка к жизни в обществе и самореализации.
Как можно охарактеризовать значение слова «воспитание» с точки зрения времени?
Значение слова «воспитание» имеет вневременную значимость, так как оно отражает потребность общества в передаче накопленных знаний, опыта и ценностей от одного поколения к другому для обеспечения преемственности и сохранения культуры.