Business intelligence: что это такое, зачем BI-системы бизнесу и как они работают

Если отчетов и данных в компании стало больше, то на помощь приходят BI-системы. Это набор программ, которые выполняют сбор и анализ данных. Стоит разобраться, что такое business intelligence и когда без такого инструмента не обойтись.
Зачем нужна Business Intelligence
Аббревиатура BI в переводе расшифровывается как «бизнес-аналитика». По сути business Intelligence — это набор стратегий, технологий и инструментов, которые используются для сбора, анализа и представления информации. Главная цель аналитики заключается в том, чтобы помочь бизнесу принимать обоснованные решения, основанные на реальных данных. Системы преобразуют «сырые» сведения в структурированную информацию. Полученные факты визуализируются в виде отчетов, дашбордов или диаграмм. В этом случае с данными работает bi analyst — такой специалист анализирует сведения с использованием специальных программ и сервисов.
Примером BI-инструментов служат Power BI, Tableau, QlikView. Эти системы позволяют анализировать показатели продаж, производительности, финансов и маркетинга, что делает их важным элементом для управления компанией.
Преимущества аналитики для различного бизнеса:
-
Принятие быстрых и точных решений. BI-системы предоставляют данные в режиме реального времени, что ускоряет процессы анализа.
-
Увеличение эффективности. Происходит оптимизация бизнес-процессов благодаря выявлению проблемных зон.
-
Прогнозирование. Анализ исторических данных помогает предсказать будущие тренды и поведение клиентов.
BI-системы аккумулируют информацию о проектах, контрактах и заказах. На основании отчетности возможно прогнозировать потребности в ресурсах или товарах, что упрощает планирование закупок и поставок. Такой подход позволяет избежать дефицита или излишков.
Также системы бизнес-аналитики собирают статистику о том, как покупатели взаимодействуют с продукцией компании. Это позволяет понять предпочтения клиентов, выявить их неудовлетворенные потребности и внести изменения в продукт.
BI-системы дают доступ к данным, влияющим на прибыльность бизнеса: выручке, постоянным и меняющимся расходам. Глубокий анализ информации помогает обнаружить причины снижения прибыли и наметить стратегии для ее восстановления.
Business Intelligence и прогнозная аналитика
Прогнозная аналитика — это использование методов машинного обучения и статистического анализа для предсказания будущих событий на основе исторических сведений. Хотя бизнес и прогнозная аналитика пересекаются, между ними есть различия. Надо разобраться, что такое BI-системы и в чем их отличия:
-
BI ориентирован на анализ текущих и прошлых данных для создания отчетов и визуализаций.
-
Прогнозная аналитика помогает предугадывать будущее, что позволяет бизнесу планировать действия заранее.
Например, в ритейле бизнес-исследования могут показать, какие товары продаются лучше всего в текущем месяце. А прогнозная аналитика подскажет, какие товары будут популярны в следующем сезоне.
Специалисты в области BI
Экосистема включает множество специалистов, каждый из которых выполняет свою роль:
-
BI-аналитик. Отвечает за сбор, анализ и визуализацию информации. Он создает дашборды и отчеты, которые помогают руководству принимать решения.
-
BI-разработчик. Занимается созданием и настройкой таких систем. Это включает интеграцию данных из различных источников и разработку алгоритмов обработки данных.
-
Дата-инженер. Специалист, отвечающий за настройку инфраструктуры для сбора и хранения данных.
-
Дата-сайентист. Использует прогнозную аналитику и машинное обучение для создания моделей, которые помогают решать более сложные задачи.
Для работы по этим специальностям потребуется специальное образование — пройти обучение на BI предлагает Академия Eduson. Вы можете выбрать подходящую специальность или попробовать себя в нескольких направлениях.
Кто использует отчеты
BI-системы используются не только аналитиками, но и специалистами различных уровней и департаментов:
-
Руководство предприятия. Грамотная аналитика помогает принимать стратегические решения на основе актуальных данных.
-
Отдел продаж. Анализирует конверсию, доходы и эффективность сотрудников.
-
Маркетологи. BI предоставляет данные о предпочтениях клиентов и результативности маркетинговых кампаний.
-
Финансовый отдел. Контролирует бюджет, прогнозирует доходы и анализирует расходы.
Применение биайя-систем делает работу всех подразделений более скоординированной. Благодаря этому бизнес может быстрее адаптироваться к изменениям рынка. А это — возможность повысить продажи и улучшить узнаваемость бренда.