
Бизнес-аналитика для предпринимателя



Введение
Любое предприятие – это сложный механизм, работающий за счет его сотрудников. Даже небольшая, начинающая фирма имеет много особенностей, отличающих ее от всех прочих. Но в экономическом плане их всех можно объединить в определенные классы. Определяются они при помощи характеристик компании. Обычно любое юридическое лицо оценивают при помощи экономических показателей. Однако, помимо их существуют еще и социальные, гражданские, технические. Все они отражают эффективность деятельности компании.
Однако, бизнес – это не просто числа, данные, вероятности. Огромный вклад создает человеческий фактор, которые нередко идет вразрез с параметрами. Оттого практически любое, вполне успешное предприятие может обанкротиться всего за пару недель. Поэтому, предпринимательство и считается крайне рискованным, но вероятно выгодным ходом.
Степень влияния бизнеса на все сферы жизни человека трудно переоценить. Причем этот человек даже может не иметь никакого отношения к конкретной фирме. Любое предприятие неплохо спонсирует существующее государство за счет налогов. Оно дает рабочие места определенному количеству людей. Производство товара или услуги – это тоже немаловажная часть экономики страны. Оно является полноценным конкурентом на рынке, за исключением редких ныне случаев монополии и прочих.
Компания со своим брендом, рекламой вносит большой вклад в культуру человечества.
Оборот денежных средств, пускай и небольшой, заставляет механизмы макроэкономики работать. Население получает перераспределение товара и потребностей. Промышленное предприятие может влиять на технический прогресс своими разработками. Все эти факторы оказывают большое влияние на окружающий мир. Поэтому, оценить полностью вклад фирмы попросту невозможно.
Для прогнозирования и субъективной оценки успешности предприятия используют практически исключительно экономические показатели. Еще могут применяться специальные рейтинги от разных изданий. Это необходимо для постоянного развития, улучшения производственных процессов, проведения рекламной кампании, привлечения новых потенциальных клиентов. Без этих процессов невозможен прогресс.
Поэтому, так важно знать и осознавать текущее положение фирмы, ее перспективы развития, а также историческую ретроспективу. Для предпринимателя, особенно, собственника – это крайне важно. Так, практически в каждой современной компании существует специальный отдел для анализа бизнес-показателей.
Этим занимаются специалисты – бизнес-аналитики.
Их труд заключается во всеобщем сборе любой информации о предприятии, классификации показателей, анализе полученных результатов, их интерпретации и презентации. Сейчас для бизнес-аналитики пользуются специальным программным обеспечением. Но раньше этот учет велся исключительно на бумаге. Хотя и сейчас нередко правоохранительные органы могут потребовать полный отчет о деятельности и прочих экономических характеристик фирмы.
Приобрести навыки профессии бизнес аналитика предлагают онлайн школы. Курсы бизнес аналитики помогут в кратчайшие сроки изучить основы и получить востребованную специальность с высокой перспективой трудоустройства. Практикующие преподаватели обучат тонкостям профессии, научат проводить сбор и анализ полученной информации. Онлайн курсы пользуются популярностью за счет выборки только актуальных и новых знаний по данной тематике. Высоким рейтингом по оценке слушателей обладают школы Moscow Digital School, Skypro, Институт Бизнес-Аналитики.
Какие показатели поддаются оценке
Существуют базовые характеристики, которые присущи любому бизнесу с момента его зарождения на рынке. Есть и более специфические показатели, применимы в конкретных ситуациях. Первые должны быть оценены в обязательном порядке, а вторые – уже в зависимости от нюансов ведения предприятия. Поэтому, целесообразно разобрать только первые, наиболее главные показатели:
- Производительность труда. Эта величина наглядно показывает эффективность работы ваших сотрудников. Причем она применима, как для всей фирмы, так и для отдела или даже конкретного рабочего. На эту характеристику могут повлиять многие другие факторы, такие как: режим рабочего дня, квалификация работников, наличие полноценного отдыха, мотивация и работа с выгоранием сотрудников, понимания выполняемых и требуемых задач. Производительность труда выступает в качестве главного показателя оценки предприятия. Рассчитать ее можно, используя несколько разных формул.
- Динамика прибыли. Получение денежного вознаграждения – это одна из основных целей создания любой компании. Поэтому, количество выручки является таким важным критерием. Однако, в условиях макроэкономики важно не только число, приходящее на ваш счет, но и рост во времени. Если даже у вас будет хорошая прибыль, но она с течением времени не будет увеличиваться, то это крайне негативный признак, свидетельствующий о стагнации внутри предприятия. Нередко динамика может стать и отрицательной. Выжить в такой ситуации может помочь только резервный бюджет, который стоит откладывать на любой стадии работы.
- Повышение статей расходов. Не то, чтобы это однозначный критерий роста и развития предприятия, но он очень важен для оценки распределения бюджета. Чем больше становится фирма, тем больше ее владельцу приходится тратиться на содержание всех производственных процессов, на зарплату работникам, на оплату здания в аренду или коммунальных услуг. Все это может застать врасплох начинающего предпринимателя. Однако, зачастую, увеличение статей расходов – это не совсем благоприятный признак. Хотя бывают и исключения. Поэтому, не стоит относиться так однозначно к данной характеристике.
- Производство продукции. Неважно, создает ли ваша фирма какой-то конкретный товар или предоставляет услуги. Нужно распределять производственные силы так, чтобы идти в ногу со спросом и предложением на рынке. Большое количество клиентов и много заказов – это, безусловно, отлично, но когда компания не может обеспечить свои продуктом всех желающих, то спрос быстро начинает падать. Ну и понятно, что избыток продукции, которая никому не нужна также закономерно приведет к ликвидации компании. Здесь важно четко понимать возможности производства, а также потенциальный спрос на рынке.
- Положение среди конкурентов. Про этот пункт нередко забывают, особенно, когда дела у предприятия идут хорошо. Ведь зачем думать о конкурентах, если продажи и так растут. Однако, как показывает практика, сосуществовать длительное время растущие компании попросту не могут. Они делят территорию и сегменты рынка до тех пор, пока не возникнет конфликт интересов. Поэтому, никогда не стоит списывать со счетов тех, кто может потенциально вам помещать вести свое дело. И если вы становитесь выше, могущественнее тех, кто находится в непосредственной близости к вам, то следует действовать первым, пока они не обрели экономическую устойчивость.
Именно эти параметры являются базовыми и должны регистрироваться в каждом отчете.
Их оценка позволит вам успешно управлять компанией. Кроме них существуют еще и более специализированные критерии, однако, они не имеют такого решающего значения.
Как проходит аналитика
Процесс анализа данных включает в себя большое количество этапов. Это сложный и длительный процесс, однако, который приносит немыслимую пользу.
При помощи анализа основных показателей мероприятия, можно не только дать оценку текущему положению дел, но и сформировать стратегию будущего развития на основании эмпирической проверки различных ходов.
Процедура включает в себя следующие стадии:
- Сбор информации. Это первый этап в аналитике, который мало связан с самим анализом. Но его важность чрезвычайно высока, ведь от достаточного количества правильно собранных данных зависит весь остальной процесс. Наиболее простой способ сбора – это статистика. Она применима для небольших предприятий. Но масштабным гигантам понадобится нечто большее. В такой ситуации на выручку приходят базы данных. Они способны хранить в себе огромное количество информации. Однако, с ними нужно уметь работать, ведь извлечь оттуда конкретную информацию не так уж и просто.
- Сортировка. Чтобы быстро находить те или иные данные, они должны быть классифицированы. Грамотное распределение поможет сэкономить немало драгоценного времени. Укомплектованные, а не хаотичные числовые значения и текст гораздо проще преобразовать во что-то более сложное и схематичное.
- Анализ по классам. Для этого и необходимо было знакомство с основными параметрами, подлежащими анализу. Именно их и разбирают на данном этапе. Происходит сравнение величин в динамике, а также установление причинно-следственной связи результативных изменений. В учет берутся любые маркетинговые решения, ситуация на рынке, спрос покупателей, количество обращений клиентов и многое другое. В результате состоится оценка эффективности тех или иных инструментов продвижения, развития.
- Оформление полученных результатов. После все заключения должны быть грамотно оформлены. Для этого нередко используются различные графические объекты. Это могут быть графики, диаграммы, таблицы и прочее. Это необходимо для подведения итогов, наглядной демонстрации проделанной работы. На этом этапе может пригодиться знание и умением пользоваться специальными приложениями, например работать с Excel и Google таблицами. Приобрести такие навыки также можно дистанционно на курсах по аналитике данных.
- Презентация руководителю. Специалист-аналитик должен представить свою работу начальству. Причем делать это необходимо наиболее простым и удобным способом. Если же руководитель занимается аналитикой самостоятельно, то он может и сам вынести решение по поводу изменения курса фирмы. В противном случае окончательные бразды правления забирают партнеры.
Процесс анализа может быть довольно длительным и крайне сложным для оформления. Поэтому, аналитикам необходимо много знать и уметь для успешной работы.
Плюсы аналитики
Аналитика бизнеса может помочь в его развитии. Это не происходит прямо, но косвенно воздействует на все экономические процессы. При помощи анализа показателей можно:
- Оценить текущую обстановку, а также эффективность выбранных методов развития и продвижения.
- Составить план по поводу реализации новой или уже имеющейся программы работы.
- Спрогнозировать динамику характеристик в будущем.
- Провести четкую грань между фирмой и существующими конкурентами.
- Обнаружить отстающие или стагнирующие участки бизнеса, которые необходимо либо реанимировать, либо избавиться от них.
- Закрепить выбранную стратегию и убедиться в ее абсолютной эффективности.
Это лишь часть того, чем может быть полезна аналитика для владельца компании любого размера и масштаба.
Итог
Аналитика в бизнесе – это крайне важный элемент, который позволяет управляющему двигаться в направлении развития всех производственных и других сфер предприятия. Без нее невозможно понимание об успешности дела.